Консультационная поддержка для коллег

                  
1 слайд
                                                Консультация                                                      «Формирование грамматического строя речи»
2 слайд
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во - вторых - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка. Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики.

3 слайд
К.И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».
 Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое - то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.                    
                                         К.Д.Ушинский говорил - «Процесс овладения грамматическим строем - зеркало интеллектуального развития ребенка».
4 слайд
Речь становиться для ребёнка основным средством. Но средство это пока ещё очень несовершенно и детям дошкольного возраста предстоит полностью освоить богатство родного языка (грамматику - то есть словообразование, морфология, синтаксис).

5 слайд
Словообразование:
 Изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивированно, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).
Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежники. Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница ), направления движения (ехал – поехал – выехалНачало формы
Конец формы
 В младших группах основной задачей является обогащение речи детей мотивированными словами.                                                                     Способами     словообразования начинают заниматься в  средней группе   с помощью игр, упражнений с использованием наглядного материала. В  старшей и подготовительной к школе группах приобретённые детьми знания закрепляются в словесных дидактических играх и упражнениях.
6. слайд
Морфология:
Изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются в числе и падеже).
Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив, апельсинов, карандашей).
В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).
Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло).
Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише).
В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.
7. слайд
Синтаксис:
Многообразие способов построения простых и сложных     предложений. Синтаксическая сторона речи совершенствуется прежде всего в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Рассматривая картины, участвуя в беседе о прочитанном, ребёнок общается со взрослыми, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы (« Почему?», «Зачем?», «Как?» ), побуждающие устанавливать причинно - следственные, временные и другие существенные связи. Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища .Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.
Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.
8. слайд
Причины грамматических ошибок у дошкольников.
  • Общие психофизиологические закономерности развития ребёнка (состояние нервных процессов, развитие внимания, памяти, мышления);
  • Трудности овладения грамматическим строем языка;
  • Состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического восприятия;
  • Ограниченный запас знаний об окружающем мире и объём словаря;
  • Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды (состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых: воспитатели, персонал детского сада, родственники детей);
  • Недостаточное внимание к детской речи (педагогический контроль за правильностью речи ребёнка).
9.слайд
 В дошкольном учреждении в общеразвивающих группах еженедельно проводят специальную непосредственно образовательную деятельность по  развитию речи, на которых в комплексе решаются задачи формирования разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического строя. Именно  НОД, совместная деятельность в целом является основной формой обучения детей грамматическим средствам и способам, поскольку грамматикой языка ребёнок овладевает прежде всего в общении, в процессе обучения связной речи, обогащения и активизации словаря.
Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в работу, являются очень важным средством выработки, а  закрепления грамматических навыков и умений. Однако не все трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению в НОД. Очень важна также задача усвоения дошкольниками традиционных грамматических форм в самостоятельной деятельности, прежде всего в плане воспитания критического отношения к своей и чужой речи, желания говорить правильно.
Педагог должен дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от педагога требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы вместе с исправленной ошибкой пропал тот интерес к слову, о котором она свидетельствует.
10. слайд
На первых этапах усвоения грамматических средств и способов языка перед ребенком, прежде всего, ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). Следующая задача - использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие.

11.слайд
Более сложно - самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми (например: форму «фишка" ми» - играю фишками, хотя взрослый впервые употребил это слово в именительном падеже единственного числа - фишка), И совсем иная, еще более трудная задача - оценивать грамматическую правильность речи, определять, можно или нельзя так сказать.

12. слайд

Разные стороны грамматического строя языка - синтаксис, морфологию, словообразование - ребенок усваивает по-разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно.

Задачи:        младшая группа
1.Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже;
2.Употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
3.
Учить детей употреблять в речи и различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Форму множественного числа существительных в родительном падеже.
4. Составлять предложения с однородными членами.
Отвечать полным предложением на      вопросы,  грамматически правильно оформляя свои высказывания.

 Игры, упражнения:
13.слайд
1.Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными  в роде, числе.
Дидактическая игра: « Что такого же цвета?» Описание игры. Педагог  показывает детям зелёный круг, а дети называют предметы такого же цвета: зелёный лист, зелёная шапка, зелёный огурец  и т.д.
14-15 слайд
2. Продолжать учить согласовывать слова по числам и падежам.
Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации, а затем рассказать о том, что на них изображено (используются уточняющие вопросы).
- Что у девочки в руках? (кукла)
- С чем играет девочка? (с куклой)
- Какую игрушку отдает одна девочка другой? (куклу)
- С чем играют девочки? (с куклами)
16.слайд
3. Употребление в речи существительных с предлогами: в, на, за, под,
Педагог с помощью игрового оборудования создает ситуации для использования детьми в речи предлогов.
- Матрешка стоит на полянке.
- Матрешка спряталась за домиком.
- Матрешка зашла в дом.
- Матрешка спряталась под деревом.
- Матрешка стоит около дома. 
17- 18 слайд
4. Употребление слов, обозначающих животных и их детенышей в единственном и множественном числе.
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации с изображением животных и их детенышей, а затем назвать их:
Ёж – ежонок                       Ежи - ежата
Кошка – котенок               Волки – волчата 
18.слайд
 Использование в речи существительных в форме множественного числа родительного падежа.
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть иллюстрации с изображением различных предметов, затем закончить предложенную педагогом фразу.
-Это  ежи. Много ежат. (ежей) 
-Это волки. Много волчат. (волков)   
- Это матрешки. Много …(матрешек).
- Это книги. Много…(книг).
- Это груши. Много…(груш)
19.слайд
5. Составление предложений с однородными членами.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрации (картинки), а затем предлагает ему рассказать о том, что на них изображено. Педагог может использовать уточняющие вопросы.
Например:
-Мы пойдём в зоопарк и увидим (кого?) медведя, лису, волка.
- Девочка поставила на полку (Что?) куклу, зайку, пирамидку.
6.Игра «Чьи вещи» учить детей пользоваться простым распространённым предложением  с дополнением, стоящим в родительном падеже.     
Описание игры: Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и ответить на вопрос: «Чьи это вещи?», например: «Халат мамы», «Кепка мальчика».
20.слайд                                                                                                 Задачи: Средняя группа
1.Продолжать учить детей согласовывать слова в предложении ( с прилагательными  в роде, числе);   
2. Совершенствовать умения правильно использовать предлоги в речи;
3. 21.слайд Образовывать форму  множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в Им. и Вин. падежах (лисята-лисят, медвежата - медвежат);
4. 22.слайд Правильно употреблять форму множественного числа Род. падежа существительных (вилок, яблок);
5. Учить употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! И т.п.), несклоняемые существительные (пальто, кофе, пианино );
 6. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
 Например: Игра « Кто у кого»
Цель: Учить составлять сложносочинённые предложения.
 Описание: Детям раздают по две картинки с изображением детёнышей  домашних животных и  предлагается составить предложения по этим двум картинкам.( Телята у коровы ,а козлята у козы.)
Игра: «Почемучка» Учить составлять сложноподчинённые предложения
Описание: Педагог говорит детям , что сегодня они будут «почемучками». А поэтому они будут задавать вопросы, а он будет отвечать.
Образцы вопросов: Почему пришёл врач? Почему птицы улетают?...
Затем педагог задаёт вопросы, а дети отвечают ПОТОМУ ЧТО
23. слайд                                                                                               Задачи: Старшая группа
1.Совершенствовать     умения     детей     согласовывать слова    в     предложениях: существительные   с   числительными  (На  столе   лежат     пять   груш. ) и прилагательные с существительными (лягушка – зелёное брюшко. Лисёнок хитрый. Лиса хитрая.
2. Учить правильно употреблять существительные мн. числа
  в  Им. и   Вин. падежах   ( 21слайд )                                  глаголы в повелительном наклонении (дай - бери, возьми);                                                                  прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные (кофе, пальто, пианино,);
3.Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (снег - снеговик - снежинка - снегирь ).( словообразования)
4. Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения;                                     Игры «Я начну, а ты закончи» (мы не пошли гулять, потому что…). «Кто знает, пусть продолжает». (Солнце. Солнце светит. Яркое солнце светит.) «Телефон» (Оля  попросила меня, чтобы…). «Закончи предложение» (В лесу живет много зверей: каких?).    
5.Совершенствовать умение  пользоваться прямой и косвенной речью.
24. слайд                                                                               Задачи: Подготовительная групп
1.     Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
2.     Совершенствовать умения образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.(словообразования)
3.     Формировать элементарное представление о  предложениях, их структуре. Помогать правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы, всегда, например).  25. слайд                  Спасибо за внимание!




Презентация к консультации

https://drive.google.com/file/d/0B4Ivp1atBs-OT3hDUXpKNDhfemc/edit?usp=sharing

2 комментария:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...