воскресенье, 8 февраля 2015 г.

Учим стихи с помощью картинок

 
  Детям с нарушениями речи тяжело дается запоминание стихотворных текстов. Многие родители, как бы они ни старались, не могут добиться того, чтобы их дети заучивали даже небольшие по объему стихи. Часто вместо того, чтобы достичь красивой поэтической речи, испытывают трудности и усталость. Более того, традиционное заучивание стихов, когда многократно повторяется текст, развивает у детей лишь слуховую память. В противоположность этому, заучивание стихов с опорой на серию рисунков превращает это занятие в игру. Этот прием, облегчающий запоминание нужной информации и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, известен под названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо» - память).
Качественное запоминание становится возможным, потому что когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. А это в свою очередь намного ускоряет процесс запоминания. Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

        Чтобы такая работа была успешной, сначала нужно подобрать стихотворение, которое было бы интересно детям, помогало им узнать что-то новое. Затем на каждое слово или строчку подбирается картинка или выполняется рисунок. Рисунки, конечно, должны быть понятны детям.  Затем  по готовому картинному плану выразительно, эмоционально воспроизводится стихотворение, проводится словарная работа и беседа по смыслу прочитанного, а потом дети воспроизводят текст с опорой на мнемотаблицу. После занятия мнемотаблицу нужно оставить на видном месте, чтобы ребенок мог по ней сам повторить стих или рассказать его взрослому или другому ребенку.

  Использование данного метода в работе с детьми-логопатами повышает эффективность заучивания стихов : значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс , увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению. Данный метод активизирует речь детей в целом : пассивный словарь переводит в разряд активного, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащает словарный запас.
 .
  Хочу привести в качестве примера иллюстрации к стихотворению О, Высоцкой:

Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый, молодой.                                                  
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет.



        

2 комментария:

  1. Любовь Викторовна, этот метод, действительно, очень эффективный и более того превращает занятие в увлекательную игру и позволяет поддерживать у детей интерес к авторским стихам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антонина Васильевна, я прошу и родителей использовать этот метод дома при автоматизации звуков в стихах.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...